Тест с ответами по теме
«Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших»
Правильные ответы выделены жирным шрифтом (ответов может быть несколько)
__________________
- Алгоритм экспертного исследования при освидетельствовании несовершеннолетних потерпевших состоит из
1) исследования возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей
2) синдромологической квалификации психического расстройства и особенностей психосексуального развития потерпевших, формулировки общего вывода и решения экспертных вопросов
3) судебно–психиатрического исследования, оценки возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей и интегративной оценки уголовно-релевантных способностей потерпевших с формулировкой общего вывода и решения экспертных вопросов
4) судебно–психиатрического исследования, синдромологической квалификации психического расстройства
- В зависимости от сформированности психических процессов и функций, интеллекта, мотивации, личности потерпевшего, способность давать показания по делу разделяют на
1) способность отражать внешнюю и внутреннюю сторону событий
2) способность отражать внешнюю сторону событий
3) способность отражать внутреннюю сторону событий
4) способность отражать фактическую сторону событий
- В компетенцию судебно-психиатрического эксперта при производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевших входит
1) возраст потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнения
2) выявление, диагностика, клинико-динамическая квалификация психических расстройств, согласно современной классификации болезней (МКБ-10), оценка психопатологических особенностей потерпевших на различных этапах юридически значимой ситуации
3) оценка возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей потерпевших, анализ эмоционального состояния
4) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания
- В компетенцию эксперта-психолога при производстве комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевших входит
1) задержка психического развития в связи с биологическими причинами
2) определение у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством
3) оценка возрастных, индивидуально-психологических, личностных особенностей потерпевших, анализ эмоционального состояния, их регулятивное влияние в интересующий судебно-следственные органы период
4) умственная отсталость в форме олигофрении
- В ходе производства КСППЭ обнаружилось, что следователем не предоставлена медицинская документация потерпевшего, в которой содержатся сведения, относящиеся к предмету данной экспертизы, эксперты вправе
1) запросить медицинскую документацию, но только с разрешения следователя
2) запросить медицинскую документацию, но только через руководителя своего учреждения
3) лишь обратиться к лицу (органу), назначившему экспертизу, с ходатайством о предоставлении требуемых им для исследования документов
4) самостоятельно запросить медицинскую документацию, отразив это обстоятельство в своем заключении
- Допрос эксперта может
1) проводиться как до, так и после производства экспертизы и касаться любых вопросов, которые, по мнению, назначившего экспертизу субъекта, имеют значение для дела
2) проводиться как до, так и после производства экспертизы, но ограничивается лишь теми вопросами, которые относятся к предмету данной экспертизы
3) проводиться только после представления экспертами своего заключения и ограничивается только теми вопросами, которые относятся к предмету данной экспертизы
4) проводиться только после производства экспертизы, но при этом касаться любых вопросов, имеющих значение для дела
- К компетенции эксперта-сексолога при производстве комплексной судебной психолого-сексолого-психиатрической экспертизы потерпевших относится
1) выявление расстройства сексуального предпочтения (педофилии)
2) выявление сексуальных расстройств
3) оценка этапа психосексуального развития, определение уровня информированности в вопросах взаимоотношения полов и восприятие ими специфической направленности деликта, выявление особенностей при дизонтогенетическом развитии, сексуальных расстройств, возникших в результате сексуального насилия
4) соответствие биологическому возрасту
- К основным факторам, определяющим способность потерпевшего давать показания относятся
1) возрастной, личностный, ситуационный и дизонтогенетический
2) возрастной, ситуационный, личностный
3) дизонтогенетический, ситуационный
4) личностный, ситуационный
- К предмету какого вида экспертизы относится определение степени тяжести вреда, причиненного здоровью потерпевшего, при наличии у него психических расстройств?
1) как судебно-медицинской, так и судебно-психиатрической, экспертиза должна быть комплексной – судебно-медицинская экспертиза проводится комиссией экспертов с участием врача-психиатра
2) судебно-медицинской экспертизы
3) судебно-психиатрической экспертизы
4) судебно-психологической экспертизы
- К уголовно-релевантным способностям свидетеля относится
1) способность осознавать фактический характер своих действий и руководить ими
2) способность понимать характер и значение совершаемых действий и оказывать сопротивление
3) способность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания
4) уголовно-процессуальная дееспособность
- Какими правами обладает лицо, присутствующее при производстве КСППЭ потерпевших, и какие ограничения на него накладываются?
1) вправе задавать новые вопросы, подлежащие экспертному разрешению (т.е., вопросы, которые отсутствуют в постановлении или определении о назначении экспертизы, и расширяют границы экспертного задания)
2) вправе предоставлять экспертам новые объекты и материалы для исследований (объекты и материалы, которые не были предоставлены экспертам субъектом, назначившим экспертизу)
3) вправе требовать от экспертов исключить из числа исследуемых отдельные объекты и материалы
4) не вправе вмешиваться в ход исследований, но может давать пояснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету экспертизы; не вправе присутствовать на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, а также при составлении экспертного заключения; не вправе присутствовать при проведении исследований, сопровождающихся обнажением лица противоположного пола
- Какой статьей УПК РФ регламентирован процессуальный статус потерпевшего?
1) статья 196 УПК РФ
2) статья 42 УПК РФ
3) статья 57 УПК РФ
4) статья 58 УПК РФ
- Какой статьей УПК РФ регламентировано назначение экспертизы потерпевшим?
1) статья 196 УПК РФ
2) статья 42 УПК РФ
3) статья 57 УПК РФ
4) статья 58 УПК РФ
- Констатация беспомощного состояния относится к компетенции
1) суда
2) судебно-психиатрического эксперта
3) эксперта-психолога
4) эксперта-сексолога
- Может ли врач-психиатр быть судебным экспертом в отношении потерпевшего лица, которому он ранее (до производства данной судебно-психиатрической экспертизы) оказывал психиатрическую помощь?
1) может без каких-либо ограничений
2) может, если при этом врач считает, что его участие в производстве судебной экспертизы не повредит законным интересам его бывшего пациента
3) может, но только с письменного согласия самого пациента
4) не может ни при очных, ни при заочных экспертизах
- На каком основании проводится экспертиза несовершеннолетнего потерпевшего?
1) запроса адвоката обвиняемого
2) запроса адвоката потерпевшего
3) запроса законного представителя обвиняемого
4) постановления следователя
- На способность детей и подростков давать показания могут существенно влиять такие индивидуально-психологические особенности как
1) внушаемость и склонность к фантазированию
2) импульсивность
3) раздражительность
4) ранимость
- Назовите обстоятельства, позволяющие исключить какую-либо (прямую, косвенную) причинно-следственную связь между психотравмой и психическим расстройством
1) отражение в клинической картине психического расстройства (в случае психогенного обострения основного расстройства) только неспецифического психогенно травмирующего фактора
2) установление непсихогенного психического расстройства и не претерпевшего какой-либо динамики на всех этапах юридически значимой ситуации
3) установление психогенного психического расстройства
4) установление хронического психического расстройства эндогенной структуры
- Назовите типы ограничения или утраты актуальной возможности реализации потенциальной способности в конкретной ситуации несовершеннолетних потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий
1) интоксикационный (вследствие состояния опьянения и интоксикации при приеме различных средств)
2) психогенный (в результате психотравмирующего воздействия сексуального насилия и острых аффективно-шоковых или субшоковых реакций)
3) психогенный, травматический, интоксикационный
4) травматический (при получении ЧМТ с нарушением сознания)
- Назовите характер причинно-следственной связи между психотравмой и психическим расстройством
1) косвенная причинно-следственная связь
2) промежуточная причинно-следственная связь
3) прямая причинно-следственная связь
4) слабая причинно-следственная связь
- Определение возможности потерпевшего давать показания включает
1) исследование актуальной (в различных юридически значимых ситуациях) возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания
2) исследование возможности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела при производстве КСППЭ
3) исследование потенциальной способности и актуальной (в различных юридически значимых ситуациях) возможности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания
4) исследование потенциальной способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них показания
- Определение достоверности показаний потерпевших относится к компетенции
1) адвоката потерпевшего
2) суда
3) судебно-психиатрических экспертов
4) эксперта-психолога
- Под «малолетними» в уголовно-правовой науке принято считать лиц
1) не достигших 10 лет
2) не достигших 12 лет
3) не достигших 14 лет
4) не достигших 15 лет
- Под внешней стороной способности потерпевшего давать показания понимают
1) восприятие и интерпретацию событий, понимание их характера и нюансов, в том числе и сексуальных
2) восприятие на уровне чувственного отражения, т.е. предметов, их сочетаний, объектов, действий окружающих и своих собственных, а также их последовательности
3) восприятие объективного (культурно-социального) значения происходящего события и его оценивание в момент происшествия
4) восприятие содержательной стороны событий с пониманием значения происходящего
- Под внутренней стороной способности потерпевшего давать показания понимают
1) восприятие и перечисление действий преступника
2) восприятие на уровне чувственного отражения, т.е. предметов, их сочетаний, объектов, действий окружающих и своих собственных, а также их последовательности
3) восприятие содержательной стороны событий с интерпретацией, пониманием их характера и нюансов, в том числе и сексуальных, т.е. способность понимать сущность события «во всей его целостности»
4) восприятие только «образа преступника»
- Потенциальная (принципиальная) способность несовершеннолетних потерпевших понимать характер и значение сексуальных действий формируется в процессе онтогенеза и зависит от
1) степени выраженности психических расстройств в зависимости от их нозологической принадлежности
2) этапа психосексуального развития
3) этапа психосексуального развития и степени выраженности психических расстройств в зависимости от их нозологической принадлежности
4) этапа психосексуального развития и степени выраженности психических расстройств независимо от их нозологической принадлежности
- При допросе подростка в возрасте до 16 лет
1) вправе участвовать законный представитель
2) законный представитель и педагог участвуют по усмотрению суда
3) обязательно участвует педагог или психолог
4) педагог или психолог участвуют по усмотрению суда
- При проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы потерпевших следствие и суд, выясняют несколько обстоятельств
1) беспомощное состояние
2) способность давать показания
3) способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий в интересующий следствие период
4) способность понимать значение своих действий и руководить ими в интересующий следствие период
- При производстве КСППЭ потерпевших психическое состояние подэкспертного соотносят со следующими уголовно-релевантными ситуациями
1) криминальная
2) посткриминальная и судебно-следственная
3) предкриминальная и криминальная
4) предкриминальная, криминальная, посткриминальная, следственная, судебная
- При установлении актуальной возможности реализации потенциальной способности в конкретной ситуации несовершеннолетних потерпевших понимать характер и значение совершаемых с ними действий ведущее значение приобретает
1) личностная незрелость
2) ситуационный фактор
3) степень выраженности психического расстройства
4) этап психосексуального развития
- Причиной «беспомощного состояния» потерпевшего может быть
1) наличие психических, соматических расстройств, непатологических индивидуально-психологических особенностей, малолетний возраст
2) только наличие психических и соматических расстройств
3) только наличие психических расстройств
4) только наличие психических расстройств и малолетний возраст
- Прямая причинно-следственная связь между психотравмой и психическим расстройством может устанавливаться при
1) квалификации психического расстройства непсихогенного генеза
2) квалификации психического расстройства психогенного генеза, в содержании психопатологических переживаний которого не отражается специфическая психотравма
3) квалификации психического расстройства психогенного генеза, в содержании психопатологических переживаний которого отражается специфическая психотравма
4) квалификация психического расстройства эндогенного генеза
- СПЭ по определению «беспомощного состояния» потерпевшего может быть назначена, если возникнут сомнения в
1) способности давать показания
2) способности оказывать сопротивление правонарушителю
3) способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий
4) способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление правонарушителю
- Согласно примечанию к ст. 131 УК РФ лицо находится в беспомощном состоянии, т.е. не может понимать характер и значение совершаемых с ними действий, если оно не достигло возраста
1) 10 лет
2) 12 лет
3) 14 лет
4) 16 лет
- Согласно ст. 196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить
1) возраст потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнения
2) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление правонарушителю
3) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания
4) психическое и физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве
- Способность психически здорового потерпевшего давать показания по делу предполагает
1) адекватное восприятие событий
2) адекватное восприятие событий, их запоминание, интеллектуальную переработку и воспроизведение
3) запоминание событий и их воспроизведение
4) запоминание событий и их интеллектуальную переработку и воспроизведение
- Судебно-психиатрическая экспертиза в отношении свидетеля назначается, если необходимо установить
1) возраст свидетеля
2) психическое и физическое состояние, когда возникают сомнения в его способности понимать характер и значение совершаемых действий и оказывать сопротивление
3) психическое и физическое состояние, когда возникают сомнения в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать показания
4) характер и степень вреда, причиненного здоровью
- У потерпевшей Н., 17 лет без психических расстройств после изнасилования развился реактивный психоз. Возможные варианты экспертных решений
1) в криминальной ситуации была беспомощна, может давать показания, процессуально недееспособна
2) в криминальной ситуации не была беспомощна, может давать показания о внешних сторонах событий, процессуально недееспособна
3) в криминальной ситуации не была беспомощна, может давать показания, процессуально дееспособна
4) в криминальной ситуации не была беспомощна, не может давать показания, процессуально недееспособна
- Укажите критерии оценки степени тяжести «вреда здоровью»
1) длительность и характер противоправных действий
2) длительность расстройства здоровья
3) опасность для жизни в момент причинения и стойкость утраты трудоспособности
4) опасность для жизни в момент причинения, стойкость утраты трудоспособности, длительность расстройства здоровья
5) стойкость утраты трудоспособности
- Формулой юридического критерия неспособности свидетеля и потерпевшего давать показания является
1) неспособность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими
2) неспособность понимать характер и значение противоправных действий и оказывать сопротивление правонарушителю
3) неспособность понимать характер и значение совершаемых действий и давать о них показания
4) неспособность правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания